Город Маркс и река Волга – понятия неразделимые. Неустанно текут воды великой русской реки нашего города, и вместе с ней в постоянном движении жизнь Маркса. Город строится, расширяется, благоустраивается, развивает промышленное производство, культуру и искусство, унаследованные от прошлых поколений.
История г. Маркса (бывший Екатериненштадт, Баронск), тесно связана с историей иностранной колонизации Саратовского Заволжья, когда согласно Указу Екатерины II иностранные колонисты стали селиться на берегах Волги. В 1763 году по велению императрицы Григорий Орлов провел объезд волжских земель, чтобы выбрать лучшие для поселений. Переселенцы во главе с бароном Борегардом де Кано в 1765 году основали город Екатериненштадт, который и стал центром всех немецких колоний. Мудрая правительница хотела одним росчерком пера решить две задачи: вывезти своих земляков из мятежного Гессена и освоить неухоженные земли Саратовского края. Первые переселенцы, прибывшие в Екатериненштадт, представляли из себя «сброд». Это были люди, не имевшие навыков работы в земледелии, не приспособленные к жизни в суровых климатических условиях Заволжья. Императрица вынуждена была издать дополнительный Указ, в котором говорилось, что принимать на поселение следует только «людей», имеющих справку о наличии определенной склонности к ремеслу. В последующих прибывающих партиях поселенцев уже были мастеровые люди: крестьяне и ремесленники – каменщики, плотники, кузнецы, маляры, кожных дел мастера и другие специалисты. Каждая семья получила 30 десятин земли, в том числе 15 десятин пахотной, 5- леса, 5- выгонов и 5 десятин под строения и гумно. Семья получала так же лошадь, а некоторые и две, корову, муку на пропитание, зерно на семена, плуг, телегу, веревку, лопату и другой инвентарь. Кроме того, выдавались «подъемные» деньги.
Первые годы жизни переселенцев были полные горя и страданий. Суровый климат, неурожаи, эпидемии. Не давали спокойно жить и кочевники. Екатериненштадт пришлось обносить валом, строить вышки для наблюдения. По мере появления кочевников все жители покидали свои дома и уходили в лес, на Волгу. Кочевники забирали скот, имущество, угоняли в плен мужчин и подростков, чтобы потом продавать их в Китае и Турции. Староста Екатериненшадта Петер Липперт однажды обращался к императрице с просьбой отложить взимание долгов в связи с тем, что основная масса мужчин угнана в Китай. За каждого угнанного мужчину с колонии требовали 150 рублей. И Екатерина II выделила нужную сумму для выкупа несчастных.
Со временем жизнь поселенцев стала налаживаться. Крестьяне обстроились — обрабатывали землю, научились выращивать хлеб, табак, картофель, фрукты, освоили ряд ремесел, открыли хлебную биржу и начали торговлю с соседними колониями. Занимались животноводством. В Екатериненштадте появились две, а затем и три мельницы, фабрика по выделке кож и пошиву женских сумок и перчаток, изготовлению гребешков, веревок и канатов для речных судов. В городе было много зерновых и мукомольных амбаров, принадлежащих как частным колонистам, так и общине. Из колоний зерно свозили в амбары, в которых оно хранилось и шло на продажу. Большею частью это была пшеница высоких хлебопекарных качеств, которую баржами отправляли в разные города России. Кроме того, заметное место в торговле занимал американский сигарный табак. Екатериненштадтский округ являлся центром выращивания табака на Волге, считался на втором месте по его производству в России. Выращивание табака стало реальным шагом к экономическому росту колонии. В 1790-е годы открылась табачная фабрика, продукция которой поступала на российские и зарубежные рынки.
К концу 19 — го века было основано уже около ста колоний. Строились фабрики, заводы, а вместе с ними рос и город. Постепенно Екатериненштадт стал экономическим, политическим и культурным центром. Доходы населения Екатериненштадта позволили построить из красного кирпича лютеранскую, католическую и православную церкви, а так же открыть в 1832 году первое русское реальное училище, выпускники которого становились старостами, писарями, учителями, священниками и даже надзирателями. Вот что говорится о главном городе поволжских немцев во втором томе Настольного энциклопедического словаря: «Екатериненштадт составляет торговый центр немецких поселений. Жителей (1887г.) 6077 человек; 4 церкви (2 лютеранских, 1 католическая и 1 православная), 3 школы, детский приют, больница. Торговопромышленных заведений 133, из них 80 лавок, заводы пивоваренный, мыловаренный, кирпичный, крупная мельница, 15 шерстеваляльных заведений. Обширное хлебопашество, разведение табаку и скотоводство».
Осенью 1848 года жители Екатериненштадта и присоединившиеся к ним все жители немецких колоний решили поставить памятник Екатерине II. Собрано было более 14 200 рублей серебром. Староста Екатериненштадта Петер Липперт сделал взнос в сумме 1 тысячу рублей. Бронзовый монумент был изготовлен в Санкт-Петербурге профессором бароном Клодтом и установлен в Екатериненштадте 4 октября 1851 года. Скульптура стояла на высоком мраморном пьедестале. Памятник Екатерине Великой в городе, переименованном после Октябрьской революции в честь Карла Маркса, снесли в начале 30-х годов, а в годы войны отправили на переплавку.
В 1880 году в российском Екатериненштадте братьями Шеффер были основаны кустарные мастерские. Здесь начали выпускать просорушки, плуги, бороны, веялки и другие сельскохозяйственные орудия для всех немецких колоний. В дальнейшем кустарные мастерские переросли в крупное промышленное предприятие, из ворот которого вышел первый российский трактор.
Прошли годы. По известным всем историческим фактам, перестала существовать республика немцев Поволжья. Да и представителей немецкой национальности осталось в районе немного. Но вместе с тем особый отпечаток, невидимый налет особенностей культуры и традиций первых поселенцев живет здесь и по сегодняшний день.
Нет, конечно, Маркс не столица и лишен свойственного мегаполисам лоска и шика. Но впечатления захолустного маленького городка он не производит. Пройдитесь по улицам Маркса, и вы почувствуете, что жители любят свой город, гордятся им, ухаживают за всеми памятными местами.
Своеобразие архитектуры города заключается, в основном, в небольших кирпичных строениях, улицах, расположенных по-немецки аккуратно. Вдоль каждой из них идут ровные ряды берез, каштанов, фруктовых деревьев. В палисадниках и рядом с домами — небольшие клумбы. Все это делает наш город по-домашнему уютным и красивым.
Старинные улочки Маркса — излюбленная тема местных художников. Их картины нередко выставляются в краеведческом музее г. Маркса.
Музей краеведения — особая гордость жителей города. Согласно имеющимся документам начало его работы — 1919 год. Во время выселения немцев музей был закрыт, экспонаты исчезли. В 1991 году музейные залы стали принимать посетителей. Предметы быта, домашняя утварь, орудия труда, часть из которых изготовлена в нашем городе, вызывают живой интерес у посетителей. История Маркса, развитие промыслов, первый советский трактор, боевые и трудовые подвиги жителей города и района в годы Великой Отечественной войны представлены в музейных экспозициях.
Среди известных людей нашего города имя Героя Советского Союза Венцеля Вольдемара Карловича, колхозника Бунина Федора Захаровича, который в годы войны приобрел самолет, Героя социалистического труда Ивана Петровича Кузнецова.
В Марксовском муниципальном районе в настоящее время проживает 66, 8 тыс. человек, из них в городе 32, 9 тыс. человек. В основном, большинство населения занято в сельском хозяйстве и на перерабатывающем производстве. «Баронские колбасы», молочная продукция «Атикс-Маркс», «Маслодела» известны за пределами нашего района. Промышленное производство представлено старейшим предприятием города «Волгодизельаппарат».
В Марксовском районе дружно проживают народы 58 национальностей. Большинство из них: русские, украинцы, белорусы, немцы, татары, чуваши, казахи. Все они имеют равные возможности для возрождения, развития и сохранения национальных традиций, обычаев.
Основными религиями, представленными на территории Марксовского района, являются православие, католицизм, ислам — далеко неполный перечень действующих религиозных организаций. В городе построена мечеть, католическая кирха, действует лютеранско-евангелическая церковь.
В 2001 году был построен храм апостола Андрея Первозванного. При храме действует детская воскресная школа. Ребята изучают закон Божий, церковную историю, занимаются рисованием и рукоделием.
Маркс — город студентов. Старейшее медицинское училище, сельскохозяйственный техникум, профессиональные училища № 18 и № 46, филиал Саратовского государственного социально-экономического университета, Марксовское представительство аграрного университета им. Вавилова готовят специалистов для всей Саратовской области.
А кто хотя бы раз побывал на базах отдыха на берегу Волги, никогда не забудут красоту здешних мест, песчаные пляжи, дубовые рощи, сосновый бор.
Жители города и района любят свой край, украшают его, благоустраивают, чтобы всем, кто хотя бы раз приедет сюда, запомнились его красота и гостеприимство его жителей.
Небольшая справка…Первые мастерские Фридрих Шефер создал в 1869г…
По моим сведениям, первые мастерские Фридриха Шефера, были созданы в 1869г. И почему замалчивается тот факт, что там был создан первый в СССР тр-р «КАРЛИК»?